“Это самый волнительный момент: коптер в воздухе, команда "камера, мотор". Поэтому стараешься делать все на пределе возможностей”
Так считает Антон Хуттер, владелец собственной компании, занимающейся аэросъемкой. Он участвовал в создании почти сотни проектов - от рекламных роликов до блокбастера “Союз спасения” - и получил 8 иностранных наград. В интервью Résolla Антон рассказал, в каких странах хватает проблем при полетах на дронах, где в Петербурге работают военных глушилки, и для чего во время аэросъемок "полного метра" необходим второй пульт и второй пилот.Я начал летать с 2014 года, когда жил еще в Турку, в Финляндии. В то время владел компанией, которая занималась заливкой бетона: бригада из 6 человек, постоянные подряды в Финляндии. Однажды купил за 50 евро на одной из ярмарок вертолет на радиоуправлении Blade. Летал по квартире, смотрел, как жарятся котлеты на кухне. А когда запустил на улице, устройство подхватило потоком воздуха и разнесло о стену здания. Восстанавливать было очень дорого, поэтому решил купить новый. Тогда узнал, что появились коптеры - приобрел за 500 евро, по-моему, первый Phantom. Надо было туда впаять передатчик, на пульте стоял монитор, приемник, подвес для камеры. Приобрел камеру GoPro, которая снимала в 4К. В те времена это была фантастика. Выложил за весь комплект более 1000 евро.
В Финляндии тогда не особенно зашла такая съемка - снял лишь один рекламный ролик для завода за 100 евро. Зато в местной газете про меня написали. В России же это оказалось более востребовано, клиенты не побоялись новаторства. Начали с сотрудничества с телеканалом - снимали пробки на границе города и области - на Колтушском и Мурманском шоссе. На коптере стоял мощный передатчик, который позволял пролетать 6 км. А после этого нас начали рекомендовать другим заказчикам - так постепенно база телефонов и увеличивается. Сейчас снимаем проекты самые разные - от съемки клипа (одна смена приносит от 35 до 50 тысяч рублей) до участия в съемках фильма (от 50 до 80 тысяч рублей за смену).
В те времена вообще никакой конкуренции не чувствовалось, следить нужно было только за проводами и ветками. Не так давно снимал ночью проекцию у Дворцового моста. Одновременно - снимали еще шесть коптеров. Вот это была задача - следить не только за картинкой, но и за передвижением других коптеров, чтобы с ними не столкнуться!
В 2018 году у меня родился сын, а в ночное время я выбирался в центр города. Летал на высоте выше 300 метров, используя длиннофокусный объектив Zenmuse X5. За эту работу - ночной Петербург с высоты - я получил несколько наград. Также это видео представили на кинофестивале в Южной Корее, но призового места не дали. Зато я успел полетать на о. Чуждо и сделать еще один ролик. Вот он мне принес третье место на другом фестивале.
Сейчас мы работаем по всему миру - Россия, Финляндия, Чехия, Греция, Турция, Кипр. Больше всего трудностей с аэросъемкой возникло в трех странах, не считая России. В Греции снимали для компании Skoda храм Посейдона. Оказалось, что локейшен не получил разрешения властей на полеты. Там обошлось без штрафов. Тяжелее было в Бейруте - в нас стреляли. В 2019 году мы поехали снимать у подступов горы в 250 км от Бейрута. Сейчас смешно вспоминать, но тогда было не до шуток. Мы стояли на возвышенности, когда услышали выстрел. Пуля попала куда-то в землю недалеко от меня. Кажется, я даже почувствовал вибрацию. Выяснилось, что нас атаковал фермер, который заприметил коптер. Мы снимали на MATRICE 600 c камерой Insta pro 2. Очень быстро к нам подъехала машина с вооруженными людьми. Сопровождающий в Ливане, представитель нашего заказчика, пояснил, что это служба госбезопасности наподобие нашего ФСБ. Нас забрали на целый день в их главное управление, ведь никаких документов на съемку у нас не оказалось - все договоренности с властями были устными. Технику арестовали, а нас допросили. Какой-то сотрудник их спецслужбы принес нам ящик мандаринов. Просидели там целый день, а потом уже вернулись обратно в Россию. Кстати, в Ливане получился только один кадр. Доснимали в Карелии - там летали над порогами, а цвет подгоняли на постпродакшене. Могли даже не ездить в Ливан:)
В Финляндии во время аэросъемки возникли к нам вопросы. Я там прожил 20 лет и неплохо знаю финский. Снимали завод по производству фанеры в городе Ээнекоски (Aanekoski). В середине дня улицы были практически пустынные - эффектные кадры получились. Полицейский пытался меня убедить, что мы нарушили правила ЕС - летали над людьми на высоте 80 метров. Переубедить было несложно - мы снимали в середине дня, когда город был практически пустой, многие жители находились на работе. Кстати, кадры действительно получились эффектными - пустынная местность, во время облета только группа школьников в ярких жилетах попала в кадр. Как они измеряют высоту - понять сложно, невооруженным взглядом это сделать невозможно. Не исключено, что через десяток лет появится система, способная зафиксировать полет коптера. Но нам никогда не выписывали штрафы, в том числе у нас, в России.
Если говорить именно о Петербурге, то у нас нельзя летать рядом со Смольным, Конституционным судом, в Стрельне, рядом с Большим домом на Литейном, 4, с ТЮЗом, гаражом ФСО в Невском районе. Насколько слышал, запретную зону хотят ввести вокруг Петропавловской крепости.
В Финляндии есть очень полезное приложение - dron info, через которое можно получить разрешение перед запуском коптера в определенной локации. Отправляешь запрос - тебе сообщают высоту и дают полчаса на полет. Затем нужно повторять запрос. Раньше это было бесплатно, но по новым правилам ЕС необходимо иметь сертификат на полеты, а разрешение стоит 30 евро на год, на три года - 75 евро, на пять лет - 100 евро. Суммы, в принципе, небольшие. У нас бесплатно, но, конечно, без бумажной волокиты не обойтись. Совсем недавно я ходил продлевать разрешение на полеты в городской комитет по транспорту. В документах были в том числе план полетов, время и даты, максимальная высота. А там согласуют подъемы в воздух с другими ведомствами.
Другое дело, что разрешения - не панацея от действия глушилок. Я точно знаю, что такие есть в здании ФСБ на Литейном, в районе Новой Голландии. К сожалению, никаких карт глушилок пока не создали, как и нормативных актов по поводу правил размещения противодействующих средств. То есть можете купить собственную глушилку и собирать дроны в радиусе 2 км.
Во время парада Победы глушилки обычно отключают. Но на одной из репетиций военные забыли это сделать. Связь с коптером на какой-то момент пропала, как и картинка, он чуть было не сел в оркестр. Слава богу сигнал вовремя восстановился. Получается, что их глушилка до конца не отключила оборудование, но помехи возникли. Похожий случай был в Муроме, где я проводил аэросъемку на учениях пантонных войск. Там кружили вертолеты, а у них в носу находятся специальные локаторы для измерения облаков. МИГ-8 очень близко, практически впритирку, пролетели рядом с моим коптером. По всей видимости, их локаторы накрыли оборудование: картинка на какой-то момент вообще пропала, а коптер стал сложноуправляемым. Очень жаль - кадр пролетающих рядом вертолетов в крупном плане получился бы эффектным.
Раньше я много работал с военными. Но у них своя специфика: много обещают, но по факту получается по-другому, никогда нет техзадания. В последнее время они стали больше сами снимать, кажется, у них теперь есть штатное оборудование и пилоты. К сожалению, они не понимают разницу между обычным пролетом и композиционной съемкой. Особенно часто начали встречаться с ними на городском параде - приходится конкурировать.
Обычно работаю в паре с ассистентом с двумя пультами: один управляет коптером, другой - камерой. Так легче поймать хорошие кадры на различных мероприятиях. Например, по такой схеме работали на параде Победы в Петербурге в прошлом году. Снимали на MATRICE 600. Я управлял коптером, а мой коллега - камерой. В процессе с ним переговаривались, корректировали траекторию полета. Сигнал передавался с коптера в передвижную телестудию, а оттуда картинку выводили в прямой эфир. Правда, в последний раз у нас случилась нештатная ситуация. Один из пультов вышел из строя, я в итоге управлял и камерой, и коптером. Коллега устно подсказывал, куда направлять коптер, чтобы не задеть флаги и прочее. В общем, справились, хотя и было неприятно. Потом мы уже выяснили, что пульты соединены между собой на частоте 5.8 ГГц, которой пользуются военные. И поэтому полетное приложение DJI Go заблокировало второй пульт в самый неподходящий момент. Мы использовали разблокировку (5.8 ГГц), которая поймала глюк.
Во время съемок сериалов второй пульт просто необходим. У режиссера возникают иногда сумасшедшие идеи, когда коптеру нужно делать очень специфические пролеты. Поэтому следить и за развитием действия на съемочной площадке, и за коптером одному просто невозможно. Так работали на съемках фильма "Союз спасения" - нас рекомендовали режиссеру общие знакомые на телевидении.
На этапе подготовки я ездил вместе со съемочной группой на разные адреса и транслировал картинку с воздуха. Тогда использовал DJI Phantom 4 Pro. Во время непосредственной съемки снимали на DJI Inspire 2 с камерой X5S. Но в перерыве между съемками фильма коптер, к сожалению, утонул. Я купил новый DJI Inspire 2, но уже с камерой X7. Поэтому два сезона съемки фильма, которые проходили в течение двух лет, сняты с воздуха на разные камеры. Вообще это был очень интересный опыт. Например, в одной из сцен мы летели следом за всадником, которого уже поставили на этапе постпродакшена. Поэтому мы примерно рисовали в своем воображении предполагаемого всадника и делали пролет.
Для "Союза спасения" мы участвовали в 20 сменах по 12 часов каждая. Примерно это выглядело так: в 6.30 начало съемок, но необходимо еще дождаться пока подойдет очередь кадра с коптера. На сам пролет может уйти где-то полчаса вместе со всеми дублями. Однажды режиссер захотел подснять сцену с коптера, хотя этого не было в сценарии. В итоге наш кадр и вошел в финальную версию фильма - войско идет на Дворцовую площадь. Кстати, наши кадры вы можете увидеть и в тизере и трейлере “Союза спасения”.
Вообще участие в съемках фильма - колоссальный опыт, особенно если в работе задействована большая команда. Когда снимался “Союз спасения”, на улице был холод собачий. Это самый волнительный момент: коптер в воздухе, команда "камера, мотор". 10 дублей никто, конечно, переснимать не хочет. Поэтому стараешься делать все на пределе возможностей. И самое большое моральное и эстетическое удовлетворение получил на премьере в кинотеатре. Это хороший бонус к финансовому вознаграждению за труд.
Моих коптеров и оборудования достаточно, чтобы закрыть все потребности нашего рынка - от рекламы до фильмов, от бюджетных до высокопрофессиональных. Но на этом не останавливаюсь. Планирую в ближайшее время приобрести сверхширокий объектив 9 мм Айова, которые не дает дисторсию. Возьму в прокат, а затем уже приму окончательное решение. Сейчас готовимся к съемкам на Байкале в национальном парке - это полностью некоммерческий проект, едем туда за свои деньги. Полетать и поснимать там - удивительная возможность, которую, надеюсь, скоро реализую