Это ваш город? Москва

Полеты наяву и на дроне

Полеты наяву и на дроне

Безумно экстремальные, но без риска для жизни. Недорогие, но захватывающие дух. Простые, но вышедшие в тренд. Ролики, снятые на скоростные FPV-коптеры, постепенно завоевывают рынок видеопродакшена и показывают революционные ракурсы. Петербургская команда Digital View Production в 2020 году начала создавать обзорые видео с гоночных дронов. Спрос на такой контент растет, говорят в компании

Помните видеоигры из серии Starwars? В них для управления звездолетом требовалась хорошая сноровка. От релиза к релизу управление становилось все более сложным. Но пока гейм-студиям еще далеко до разработки симулятора, который полностью повторял бы динамику FPV-дрона в реальной жизни (first-person view - «от первого лица»). Его отличие от других беспилотников - коптером управляют без "бортовых" компьютеров. Процесс полета видишь как будто глазами птицы. Запрограммировать траекторию, как в случае с GPS-коптерами, невозможно. "Да этого и не нужно", - говорят пилоты, ведь вся суть такой съемки - в открытии новых фигур пилотажа. За этим они и гонятся последние четыре года.

Открывшиеся возможности в 2020 году взяло на вооружение рекламное агентство Digital View Production

Они уже выпустили десяток роликов, снятых на FPV-дроны. Одна из их последних работ - пролет коптера через салон автомобиля Bentley Continental GT V8 стоимостью от 13 млн рублей в дилерском центре на Гельсингфорсской улице.

"Ни один автомобиль не пострадал", - заверил основатель Digital view production Вадим Машков. По его словам, дилерский центр даже не ставил вопрос нештатной ситуации.

У нас уже был необходимый опыт по прошлым съемкам - тогда снимали одноминутный ролик для спортивно-развлекательного центра Flystation с аэротрубой. На первых секундах коптер приближается к автомобилю, на котором я паркуюсь. Пролетает через открытое окно в двери и вылетает через другую дверь, когда я выхожу. Это было намного сложнее - пришлось переснять 9 дублей, в одну из попыток беспилотник даже влетел мне в голову. После этого сноровки у нас прибавилось (смеется). Но это редкий случай, когда мы пошли на осознанный риск, мы очень внимательно относимся к безопасности - над головами стараемся не летать. Если этого избежать нельзя, как пролет в ТРК "Лето", то минимизируем опасность - заранее предупреждаем посетителей, спрашиваем у них разрешения на пролет.

Кроме того, пропеллеры на коптере упакованы под защиту, поэтому даже в случае нештатной ситуации в дилерском центре Bentley обшивку в салоне автомобиля повредить было бы сложно.

Куда опаснее было снимать в ресторане Cristal Room Baccarat в Москве.

В нашу задачу входило сделать обзорный ролик в заведении. Мы пролетали над сервизом, который стоял 400 тысяч рублей. Вот там действительно был большой риск что-то задеть или снести потоком воздуха. Но у нас опытный пилот, поэтому все прошло по плану. Вообще юридических нюансов с заказчиками ни разу не обговаривали: либо нам настолько сильно доверяют, либо у них все застраховано. Конечно, в договоре прописываем, что летаем с соблюдением всех мер безопасности. Мы заранее рассказываем заказчикам о возможном поведении коптера.

Вообще-то пролет коптера сквозь автомобиль - не такая сложная задача. Пилот постоянно тренируется в куда более тяжелых условиях: в лесу в тысячу раз труднее уворачиваться от веток и проводов, которые становятся заметны только на близком расстоянии. Дрон способен развить скорость в 200 км/ч, например для съемки авто и самолетов, минимальная же скорость равна нулю - на FPV-дроне можно зависать на месте. Но его будет болтать из стороны в сторону, так как на таких дронах нет GPS-датчиков.

Налет нашего пилота на FPV-дронах - более 1000 часов. Первоначально он начинал полеты на симуляторе с 2017 года, затем с 2018 года перешел на 65-миллиметровый “тини-вуп”, который весит менее 30 грамм и безопасен для окружающих. На таких дронах в петербургских ресторанах иногда проходят соревнования.

Для съемок используем гоночные модели размером 5 дюймов, общая стоимость оборудования достигает 140 тысяч рублей. Техника вся сборная, сложно перечислить все детали: антенна на очках и коптере могут быть от разных производителей, не говоря уже о пропеллерах и остальном. Кроме того, некоторые детали мы самостоятельно печатаем на 3D-принтере.

Запрограммировать FPV-коптер на полет нельзя, поэтому при управлении им очень важен навык пилота. На классическом GPS-дроне, которому можно заранее "написать" траекторию, внутрь машины не залетишь. В этом вся фишка - в нелинейном полете, за счет пролета вблизи различных объектов складывается красота таких роликов. Конечно, машина находится в статике, пролететь через нее несложно. Но главное, что до нас подобных пролетов в коммерческих видео в России еще не делали.

С одной стороны кажется, что довольно просто создать такой ролик - пролетел на коптере, действительно, особенностей монтажа для FPV съемки нет. Снимаем на Go pro и далее прогоняем материал через программу стабилизации видео.

С другой - основная сложность заключается в подготовительной работе. Перед съемкой нужно заранее продумывать разные мелочи, все передвижения в кадре. Во время съемок в Flystation мы рассчитали, чтобы девушка на ресепшене улыбнулась камере, чтобы на третьем этаже включили аэротрубу и человек в ней выполнил акробатическую фигуру, чтобы никто лишний не появился в кадре. Нужно много дублей, чтобы привести все к одному длинному кадру. Зачем столько стараний? Учитывая, что ролик не прерывается, то и клиент досматривает его до конца. Если перевести это в область маркетинга, то эти ролики позволяют повысить глубину просмотра. Нам нравится снимать длинным кадром, как в кино, и добавлять в него интересные фишки. Получается красиво и интересно.

Одна из самых распространенных сложностей - потеря связи с коптером из-за толстых стен зданий. С этим столкнулись при работе над серией роликов для семейных парков развлечений Joki Joya и Strtartmuseum. Мы решили снимать там отдельными кусками, а затем соединять их в один кадр, чтобы возникло ощущение непрерывного полета. Делали много дублей, чтобы монтажные склейки были незаметными.

Мы стараемся делать ролики короче одной минуты. В видео длиннее чрезвычайно сложно сохранить внимание аудитории. Как правило, если хронометраж превышает этот лимит, то это делается при съемках очень больших территорий - чтобы показать размах и широту. "Русский ковчег" (полуторачасовой фильм Александра Сокурова, снятый в один кадр в Эрмитаже) не смотрел, представляю, насколько сложно его досмотреть. Из этой же серии есть фильм Birdman (Алехандро Г. Иньярриту, 2015), получивший «Оскар». Но мы больше вдохновляемся роликами американских и европейских коллег. Самый известный пример - Johny FPV (Johnny Schaer, 24 года, родился в Чикаго), восходящая звезда, он постоянно снимает FPV-ролики для Audi и Red Bull. А также есть много очень крутых пилотов, которые не так популярны.

Идея со съемкой внутри Bentley появилась после просмотра американского ролика (youtube-канал Flying Ryan), в котором был пролет через Ferrari в автосалоне. Конечно, все друг с друга заимствуют какие-то фишки. Технически мы можем повторить практически любой пролет FPV-коптера. Другое дело, что не все идеи подходят для реализации задач клиентов.

Наша задача на будущее - динамичный ролики: дрифт автомобилей или зимний экстремальный спорт. Чтобы был вау-эффект в портфолио. В будущем хотелось бы поработать в киноиндустрии. Там FPV-коптеры тоже набирают большую популярность за счет недорогого способа получить фантастические ракурсы.

Услуга съемки FPV-роликов на рынке пока новая, поэтому немногие компании знают о таком формате. У нас есть большая база клиентов, которые нам доверяют, они первыми и решились на такой эксперимент. При этом количество заказов растет. Не так давно к нам обратился instagram-блогер, который приобрел квартиру. Он хочет визуальный обзор с пролетом через окно. С FPV-дронов снимают даже свадьбы и модные показы. Все понимают, что за счет большого угла обзора камеры получается сделать хороший демонстрационный ролик. Например, когда мы снимали в универмаге, в кадр попало множество товаров, а в ресторане - интерьер.

Это в два раза дешевле, чем классическая статическая съемка, в которой нужно больше оборудования. Но, конечно, все зависит от технического задания и оборудования. Вложения в ролик, как правило, окупаются. Но приходится учитывать и возможный риск потери коптера и камеры. Несколько месяцев назад мы снимали Strtartmuseum (музей Стрит-арта). Нужно было пролететь из помещения наружу через окно, но угол оказался довольно острым, плюс потоки воздуха в раме начали раскачивать - коптер задел раму и рухнул с третьего этажа. Разбились дрон и камера - стоимость создания ролика покрыла затраты на покупку нового оборудования, поэтому тогда мы практически ничего не заработали. На самом деле, небольшие краши происходят практически каждую тренировку. Чаще всего в жертву приносятся расходные материалы: заменяются компоненты, рамы, моторы, камеры.

Ориентироваться на просмотры на каналах не стоит, немногие ролики на youtube такого формата приобрели особую популярность. Но это пока, спрос на такой контент обязательно будет расти. Фидбек от наших клиентов уже приходит. Маркетолог горнолыжного курорта "Игора", где мы снимали коттеджы, рассказала, что посещаемость их страниц на официальном сайте выросла.

А в их аккаунте в Instagram стали появляться положительные комментарии, в том числе с благодарностью за быстрый и наглядный обзор коттеджей.

В команде нашего агентства - пять человек: я, пилот, режиссер и два монтажера. Также в проектах иногда участвуют стилисты и осветители. На подготовку уходит несколько дней: заранее знакомимся с локацией, проверяем освещение, качество сигнала внутри помещения, корректируем настройки камеры. Необходимость командной работы - основная сложность выхода на этот рынок. Дрон может купить каждый, но чтобы организовать работу, нужны опытные специалисты из разных сфер. А также нужна база клиентов, которые будут вам доверять без портфолио. В нашем случае она была.

В России растет количество команд, создающих FPV-ролики. Снимать можно много всего, идей огромная масса, поэтому конкуренция в нашей сфере пока незначительная. Я бы сказал, что это общее дело - каждая компания предлагает новое решение, а другие ее подхватывают и развивают. В итоге выигрывает тот, кто управляет вниманием.

Оборудование:
Cinewhoop Diatone Taycan

Комплектующие:

  • Камера: RUNCAM NANO2
  • Антенна: FOXEER Lolipop 3
  • Полетный контроллер: MAMBA F405MINI MK3
  • Регулятора оборотов: MAMBA F25MK2 /25A 4S ESC Dshot 600/3750KV
  • Моторы: MAMBA TOK Racing MB1606 3750KV
  • Акб: 1500 mah 4s CNHL FPV
  • Видеопередатчик: rush tank mini
  • Приёмник: TBS Crossfire nano rx SE
  • Очки: skyzone o3o
  • Антенны на очках: maple antenna
  • Аппаратура управления: radiomaster tx 16s с модулем tbs crossfire micro tx v2

Налет, кол-во часов:
Более 1000 часов.

Стоимость входа в бизнес:
Диапазон (в зависимости от сложности) от 60 тыс. рублей с базовым оборудованием, до 140 тыс. рублей с продвинутым.

Стоимость заказа съемки:
Есть много факторов, которые это влияют на конечную стоимость съемки. Это доп опции (саунд дизайн, графика), риски повреждения оборудования и конечно техническое задание от заказчика. Если взять в среднем по больнице, то стоимость двухминутного ролика с монтажом от 45 тыс до 85 тыс рублей.

Ссылка на сайт https://digitalv.ru/air
Youtube - https://www.youtube.com/channel/UCtUeYLiKnZ9RrVgJLr8JPow